Ручьева Ирина Сергеевна

Стаж работы с 2009г в АПНИ Образование высшее

Телефон: 89184766831

Электронная почта: ira.rycheva@gmail.com

Что такое адаптация школьника?

Адаптация — это процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам.

Есть ощущение, что этот процесс должен занимать пару дней. Но на самом деле адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Наблюдения показали, что социально-психологическая устойчивая адаптация детей к школе происходит на 5-6-ой неделе обучения и может продлиться до полугода. И это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательной программы, типа учебного заведения, степени подготовленности ребенка.

В этот период очень важна поддержка родных и близких.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. 

Первая группа детей адаптируется примерно к концу октября. У этих детей хорошее настроение, они активны, общительны, приобретают новых друзей, выполняют требования учителя. Иногда, правда, отмечаются трудности либо в отношениях с учителем, либо в общении с детьми, но это проходит к концу первой четверти и дети полностью осваивают новый статус ученика, новые требования и новый режим.

Вторая группа детей адаптируется по времени дольше. Эти дети не могут принять новую ситуацию в их жизни и систему обучения с ограничениями и правилами. Такие школьники могут играть на уроках, не реагировать на замечания учителя или реагировать слезами, обидами. Эти дети могут испытывать трудности в усвоении школьной программы. И лишь к концу первого полугодия они способны принять правила школы и следовать процессу обучения.

Третья группа – дети, которые не осваивают учебную программу, у них наблюдаются негативные формы поведения и отрицательные эмоции. Они часто «срывают» уроки, идут на конфликт с учителем и сверстниками. Если вовремя не разобраться с причинами такого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то все это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка дезадаптации и трудностей обучения. 

Симптомокомплекс «Тревожность».
Тревожность – это состояние нервно-психического напряжения, когда
нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Определенный уровень
тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как небольшое
волнение повышает результативность. Однако, если тревожность становится
чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятельность,
ухудшает ее результативность.
Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой
тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и
положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения.
Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой
результативностью и отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожности
выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы со стороны
учителя и психолога.

Критерии определения тревожности у ребенка:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Если у конкретного ребенка есть совпадения по 15-20 пунктам, можно
говорить о высокой тревожности. Вот некоторые общие пути преодоления тревожности:
– прежде всего, следует попытаться ликвидировать основные причины
возникновения тревожности, т. е. повысить самооценку, вселить уверенность, обучить навыкам общения и взаимодействия с другими, обеспечить условия для высоких результатов деятельности.
– важно обучать детей специальным навыкам саморегуляции, которые помогают справиться с тревожностью.
Для этого обратитесь за помощью к специалисту.