Квятковская Кристина Александравна

С сентября месяца работает в МБОУООШ №9 Учителем — дефектологом. Опыт работы нету.

учитель-дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности.

Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Должностные обязанности Учителя-дефектолога:

Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся.

Обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.

Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.

Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

Ведет необходимую документацию.

Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

Реализует образовательные программы.

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах

ребенка.

Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Цель  деятельности  –  обеспечить  наиболее    успешное  усвоение академической составляющей  образовательной  программы, способствовать  познавательному, речевому, эмоциональному, социальному,  нравственному  развитию  ребенка, развивать жизненные компетенции  ребенка  с  ОВЗ,  тем  самым  повышая возможности  его успешного включения в жизнь общества. 

Для  достижения  этой  цели  в  процессе  профессиональной деятельности учителя дефектолога решаются следующие задачи: 

Проведение  педагогической  диагностики  с  целью  выявления особенностей  в  развитии  деятельности,  темпа  и  успешности  усвоения учебного  материала,  возможности  использования  полученных  способов действия в новой ситуации и пр. 

Определение  актуальных  задач,  принципов,  методов,  форм,  приемов  и средств,  повышающих  более  успешное  усвоение  учебного  материала, развитие учебной мотивации и повышение самостоятельности учащегося. 

 Определение критериев, позволяющих оценить эффективность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. 

Участие  в  разработке  адаптированных  рабочих  образовательных программ,  методических  рекомендаций  по  обучению  ребенка  с  ОВЗ, имеющего трудности в обучении. 

 Участие  в  систематическом  изучении  динамики  ребенка  с  ОВЗ  в процессе освоения.  

Взаимодействие  с  другими  специалистами  и  семьей  ребенка  с  ОВЗ  с целью  более  эффективного  психолого-педагогического  сопровождения  в школе. 

 Реализация  коррекционно-развивающей  и  социальной  составляющих процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. 

Проведение  просветительской  деятельности  с  целью  включения наиболее эффективных методов, приемов и средств в работу педагогов, в домашние  занятия  родителей  с  ребенком,  имеющим  ОВЗ  и  повышения успешности использования полученных знаний на практике. 

 Формирование и развитие учебной мотивации, навыков планирования и контроля  (текущего  и  итогового)  у  ребенка  с  ОВЗ  в  процессе  участия  в коррекционно-развивающих занятиях

Учитель-дефектолог  входит  в  команду  специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в  образовательном  пространстве. Учитель-дефектолог  является  ее  обязательным  участником,  когда  речь  идет  о возможных трудностях  в  усвоение  академического  компонента  образовательной программы,  недостаточности  в  освоении  различных  видов  деятельности, трудностях переноса академических знаний в собственную жизнь ребенка.

Для реализации цели  и задач  для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная  программа,  которая  включает  в  себя программу  коррекционной работы.  Программа  коррекционной  работы поддерживает  реализацию  основной образовательной  программы. Учитель-дефектолог  является  одним  из  основных разработчиков адаптированной  рабочей  программы,  программы  коррекционной работы, адаптированной  программы  дополнительного  образования  и  является координатором  деятельности  всех  специалистов,  участвующих  в психолого-педагогическом  сопровождении,  а  также  входит  в  экспертный совет  по  контролю и  оценки  эффективности  обучения  ребенка  с  ОВЗ  в образовательной организации. 

ПАМЯТКА   УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Будьте внимательны к речи детей с самого раннего возраста, обращайте внимание на динамику ее развития. Отсутствие динамики в обогащении словарного запаса в возрасте 1,5 – 2 лет в течение нескольких месяцев (до 6) должно насторожить Вас.

2. Любя своего малыша, говорите с ним как со взрослым человеком с самого начала – не подстраивайте свою речь под речь ребенка. Помогите организовать общение со взрослыми и сверстниками.

3. Не заменяйте живое общение с ребенком просмотром мультфильмов и компьютерными играми. Читайте ребенку, обсуждайте прочитанное.

4. Бережно относитесь к психике ребенка – не перегружайте его память недоступными для его возраста понятиями, заучиванием сложных стихов.

5. Обратите внимание на строение речевого аппарата (расщелины губ, твердого и мягкого неба, короткая уздечка языка, неправильный прикус, аденоиды), нарушения зрения, слуха, центральной нервной системы. Нужно как можно раньше обратиться к специалистам и, по возможности, устранить нарушения.

6. Помните: речь взрослого – образец развития речи ребенка. Старайтесь говорить четко, неторопливо, эмоционально. Ребенок при этом должен хорошо видеть лицо говорящего, так как непроизвольно повторяет движения его губ, языка. Постарайтесь, по возможности, ограничить общение детей со взрослыми, имеющими речевые нарушения.

7. Уважайте личность ребенка: ни в коем случае не высмеивайте неправильную речь, не передразнивайте, не ругайте. Обратитесь к специалисту и старайтесь выполнять его рекомендации. Проявите терпение и настойчивость.

8. При исправлении речи не забывайте о постепенности и регулярности занятий: если у ребенка появился новый звук, нельзя требовать, чтобы он сразу произносил его правильно во всех словах.

9. Контролируйте речь детей, тактично указывайте на недочеты: «Повтори, пожалуйста, я не расслышала», «Ты все правильно сказал?», «Покажи, как ты красиво произносишь этот звук» и т.д.

10. Не объявляйте ребенку, что Вы будете с ним заниматься – используйте для занятий бытовые и игровые ситуации, закрепляйте пройденное по дороге в детский сад, в магазин, на прогулке.

11. Доверяйте педагогам: советуйтесь с ними, рассказывайте о проблемах, успехах и интересах вашего ребенка.