Содержание лучшей практики – проекта «Бережливая школа. Образование в стиле Кайдзен»
Наименование процесса: вовлеченность персонала в процесс улучшения рабочего пространства
Решаемая проблема: Нерациональное использование рабочего времени; отсутствие системы в предоставлении отчетности; получение образовательной услуги не в полном объеме из-за временных потерь; получение образовательной услуги не в полном объеме из-за временных потерь; неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг.
Описание лучшей практики:
Чем интересен проект для школы? Изучение бережливого мышления формирует внутреннюю культуру школьников и входит в набор так называемых soft skills («мягких навыков»), которые по данным Всемирного экономического форума являются необходимыми для современного работника в любой сфере.
Проект «Бережливая школа. Образование в стиле Кайдзен» в МБОУООШ №9 реализуется по трем направлениям:

  1. Визуализация образовательного учреждения. Для решения данной задачи были проанализированы проблемы и предложения, представленные участниками образовательного процесса и разработан стандарт визуализации, который используется как метод представления информации в виде оптического изображения (рисунков, диаграмм, графиков, структурных схем, карт, таблиц и т. д.).
  2. «Внедрение элементов «Фабрики процессов» на уроках» — направленное на формирование у педагогов и школьников одной из важнейших компетенций XXI века — бережливого мышления, т.е. умения достигать поставленной цели, сберегая ресурсы — здоровье, деньги, время и др.
  3. «Бережливая библиотека» — направлено на выявление проблем, приводящих к определенным потерям (лишние движения и ожидание) в процессе библиотечного обслуживания читателя, в частности текущее состояние реализации процесса «Путь читателя к информации».
    В целях реализации проекта «Бережливая школа. Образование в стиле Кайдзен» создан проектный офис по применению принципов бережливого производства в деятельности образовательного учреждения, определены рабочие группы.
    По реализации проекта проведена следующая работа:
    рабочей группой изучена нормативная база, проведены несколько оперативных совещаний, семинаров; визуализированы и размещены регламентирующие документы и другие необходимые материалы в проектной комнате (проектный офис); сформирована и утверждена дорожная карта по внедрению принципов бережливого производства в указанные процессы, доведена до рабочей группы, размещена в проектной комнате; на основании пунктов дорожной карты сформирован тактический план реализации (ТПР) проекта, проводится мониторинг исполнения ТПР; создана рабочая группа по картированию потока создания ценности.
    Была проведена диагностика и целевое состояние территории МБОУООШ №9. Далее была разработана текущая карта процесса, был произведен производственный анализ и разработана целевая карта процесса, после которого началось непосредственное внедрение улучшений:
  4. На каждом этаже школы установлены стенды-навигаторы с
    направлением и обозначением номеров учебных кабинетов и служебных
    кабинетов и помещений;
    ⦁ Над входом в классные и служебные помещения установлены таблички с нумерацией и названием кабинетов, а также картинками, иллюстрирующих назначение кабинета;
    ⦁ На рабочих местах педагогов, в шкафах учебных и служебных кабинетов наведен порядок с помощью использования системы 5 S. Внедрен стандарт рабочего места сотрудника МБОУООШ №9.
    ⦁ Установлена «Скамья Читателя», а также BookCrossing в рекреациях школы.
    ⦁ На протяжении всего времени в школе обновляется информационный стенд с размещением «проблемного листа и листа предложений», который доступен всем участникам образовательного процесса. По мере появления обращений рабочая группа собирается в проектном офисе и обсуждает наиболее оптимальные пути решения.

Результат: сокращение лишних передвижений и времени поиска кабинета или аудитории в среднем на 32 минуты; обеспечение возможности оперативного получения учащимися, преподавателями, сотрудниками и гостями школы необходимой информации о расположении помещений и расписании занятий; улучшение условий труда, повышение уровня вовлеченности персонала в процесс улучшения рабочего пространства; повышение уровня удовлетворённости участников образовательных отношений качеством образовательных услуг за счёт сокращения временных потерь.

Бережливая школа. Образование в стиле Кайдзен

Команда проекта

Директор Куценко Т.Н.,

Заместитель директора по УВР Латынина А.А.

Заместитель директора по УМР Андонян Е.А.,

Советник директора по воспитанию Мацюта А.Д.